Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В.Рождественский
Я не степью хожу
- Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке,
В каждой ветке –
И лекарства, и таблетки.
Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Тогда еще не было таблеток и пластырей, но люди болели: простужались и ранились, у них болела голова и живот. Люди стали замечать, что больные животные уходят, чтобы найти какую – то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Изучая лекарственные растения с детьми в детском саду, мы продолжаем знакомить их с природой, с особенностями растений, их пользе.
С целью знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами воспитатель Зоя Федоровна провела познавательное игру – занятие «В мире лекарственных растений». К детям пришло письмо от лесных жителей, которые заболели и просили помощи у детей, на что дети сразу согласились и отправились в мир лекарственных растений, чтобы помочь больным лесным зверям. Дети попросили помощи у Природы, которая согласилась помочь детям, если они хорошо знают о ней и правильно выполнят все ее задания. В «Зеленой аптеке» дети познакомились с лекарственными растениями и узнали о том, как люди научились их использовать. Воспитатель рассказала детям о лекарственных растениях: что нужно понимать под термином «лекарственные растения», какие растения относятся к лекарственным, как их можно использовать.
Люди готовят отвары из цветов и листьев мать – и – мачехи и лечатся от кашля. Подорожник заживляет раны: его листья прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли «порезник, ранник». А еще настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при кашле. Отваром полощут рот, когда болят зубы и десны. Дети познакомились с народной мудростью «Одна крапива заменяет семерых врачей». Крапиву используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос.
Одуванчик используют как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней. Отваром из цветков ромашки полоскают горло, применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным. Дети также познакомились с кустарниками и деревьями, обладающими лечебными свойствами: шиповник, малина, липа, береза, рябина, дуб. Наблюдая и рассматривая растения на улице, на участке, узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, дети с большим интересом сделали вывод о значимости лекарственных растений для людей, об их целебных свойствах: они могут помочь нам справиться с болезнями, познакомились с правилами их сбора. Дети познакомились с легендами и русскими преданиями о лекарственных растениях, из которых они узнали интересные истории о растениях. Например, детям было интересно слушать предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». Дети собрали необходимые для лечения больных зверей лекарственные растения. И самая лучшая аптека – это Природа.
Проведенное мероприятие помогает расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека, воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем, воспитать детей, которые не безразлично топтали бы луга и поля, а смогли увидеть красоту и пользу каждого цветочка, каждой травинки!
|