Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее лучшие качества. Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.
У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще мало доступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, малыш способен быстро охладить к нему, отвлечься, заняться чем–нибудь другим.
Дошкольника, и особенно младшего, обычно не интересует конечный результат труда – его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадет и желание трудиться.
Отсюда следует, что задания, которые надо давать ребенку, должны прежде всего быть посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.
Дети группы «Фантазёры» сейчас в подготовительной группе. Они взрослые, и работающие педагоги в этой группе с ясельного возраста старались прививать детям уважение и любовь к труду. Воспитанники группы ежедневно собирают за собой игрушки, помогают поливать цветы и вытирают пыль с листочков комнатных растений, на участке помогают собирать сухие ветки и с удовольствием убирают мусор. С прошлого года после сна дети сами заправляют свою постель. На прогулочном участке группы есть мини – огород. В течение нескольких лет ребята весной сеют и сажают овощи: укроп, петрушку, горох, салат и помидоры. И в этом году уродился богатый урожай томатов. Летом дети помогали ухаживать за ними, осенью собирать его. До сих пор с огорода они срывают петрушку, добавляя ее в пищу. Сегодня дети выдергивали остатки цветов, которые завяли, помогали собирать созревшие семена цветов для посева в следующем году.
Таким образом детям постепенно и планомерно прививается любовь к труду и желание помочь взрослых, расширяется их кругозор.
|