В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.
Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.
Так, дети старшего дошкольного возраста смело и с интересом наблюдают за объектами окружающей действительности живой природы. Они уже знают и различают многие цветы и растения, растущие на клумбе, замечают насекомых на них, делают сравнения и простейшие выводы. Некоторые при этом могут вспомнить и рассказать загадки и стихотворения о наблюдаемых объектах. Например, Катя Шимина (воспитанница старшей группы "Непоседы") загадала ребятам из группы загадку о пауке при наблюдении за цветами и растениями на территории детского сада:
"Он живёт на кружевах,
Он на мух наводит страх.
Ну, хотя не осьминог,
Но имеет восемь ног."
Ребята не только повторили названия цветов и растений, но и сравнили и рассмотрели таких насекомых, как паук и клоп, нашли отличия в строении их тела(размер, окрас, количество ног, глаз, крыльев). При этом решались не только познавательные задачи, но и задачи по воспитанию бережного отношения к природе.
|