Давайте попробуем представить те времена, когда сказки не читались и не писались, а только сказывались. Хотя письменности не было, однако это вовсе не значит, что и языка не было, сказок и песен не было. Люди в праздники водили шумные хороводы, пели чудесные песни, а долгими зимними вечерами рассказывали сказки, легенды, народные придания. Так шло из века в век и дошло до нашего времени.
Сказки учат: доброте, храбрости и мужеству, высмеивают зависть и жадность, лень и себялюбие. Сказки дают каждому из нас еще в самом раннем детстве первые уроки человечности и внушают нам: будь терпеливым и настойчивым в достижении цели, будь честным и щедрым, чужое горе принимай близко к сердцу, как свое, а если попал в беду – сам погибай, но товарища выручай…
При всем общем, что присуще разноязычным сказкам, у каждого народа свой неповторимый фольклер, свои сказания и легенды. Таково и чувашское народное творчество.
Воспитатель Зинаида Петрова детям старшей группы прочитала чувашскую народную сказку «Девушка на луне». Дети с удовольствием слушали. В гости пришла кукла Илемби в чувашской одежде. Знакомились с элементами одежды: головной убор – тухья, сапун и т. д. Девочки попробовали ходить коромыслом. Также воспитатель отметила, что раньше за водой ходили далеко и для этого использовали коромысло с ведрами, старались идти ровно и спокойно, чтобы не расплескать воду. Сказка заканчивается тем, что пожалела луна девушку, послала свои лучи на землю и подняла красавицу с ведрами и коромыслом к себе. И с тех пор рассказывают, в ясные ночи на полной луне и видится девушка с коромыслом на плечах. В конце НОД дети нарисовали девушку с коромыслом на луне. Старались создать образ чувашской девушки.
Таким образом, через сказки до нас дошли и народная мудрость, и понятия о добре и красоте, и народные надежды. Читая сказки, узнаем характер народа, его национальную неповторимость.
|