«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно…Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня» (Л. С. Выготский)
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей. С целью ознакомления воспитателей с задачами развития детской инициативы в ДОУ воспитатель Зоя Федоровна провела консультацию с педагогами с презентацией на тему: «Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации». Она отметила, что основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность - это игра, познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, коммуникативная деятельность и др. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.
Воспитатель подчеркнула, что для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу.
Зоя Федоровна познакомила со способами и направлениями поддержки детской инициативы – это создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности: предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию, образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей, содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. |