Главная Регистрация Вход Суббота | 23.11.2024 | 03:04Приветствую Вас Гость

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально - личностному развитию детей" города Чебоксары Чувашской Республики

Главная Новости Фотогалерея Гостевая книга Обратная связь
Меню
Баннеры








Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Форма входа
Поиск

 

Как относиться к детским жалобам?

"Ябеда" - по Ожегову - это клевета, мелкий донос.
 

Детские жалобы возникают и процветают, в первую очередь, в детских коллективах. Самая частая реакция взрослых на детские жалобы - досада или негодование. Многие дети тоже не любят ябед - их считают нытиками, слабаками, им не доверяют, их не принимают в общие игры.

Что такое жалоба, ребенок понимает, когда окружающие начинают реагировать на его слова соответствующим образом (утешают, сочувствуют, ругают обидчика) или говорят: "Жаловаться нехорошо! Не ябедничай!" Согласно наблюдениям психолога Р.Х. Шакурова, уже четырехлетние дети гордятся тем, что они "не ябеды", т.е. они понимают значение этого слова.

В проблему детских жалоб бывают включены и педагоги, и родители. Педагогов выводят из себя мелочные и несвоевременные жалобы детей. Родителям же не хочется, чтобы их дети росли ябедами, так как они считают, что за ябедничеством скрывается трусливый, склочный характер.

В психологическом же плане жалоба - это, в первую очередь, сигнал о проблеме.

Следует различать жалобы и злостное ябедничание, когда жалобы имеют корыстную цель.

Большинство жалоб непредсказуемы, они рождаются стихийно. Ребенок замечает что-то и может рассказать взрослому из-за плохого настроения, обиды, неумения промолчать; но может и не рассказать - потому что не хочет связываться или из солидарности.

Некоторые виды доноса спровоцированы самими взрослыми. Отмахиваясь от оправданий, наказывая всех без разбора, пуская происшедшее на самотек, взрослые ставят ребенка перед необходимостью защищаться самостоятельно. Дети перестают доверять педагогу, считают его несправедливым. Кстати, самая распространенная причина разочарования ребенка в воспитателе - несправедливость. Еще Януш Корчак предостерегал воспитателей и родителей от небрежного отношения к детским жалобам. Неумелому педагогу удобно не знать, что вытворяют дети, он машет рукой на их споры, не умея умно их рассуждать. В таких группах тихих будут обижать и эксплуатировать, а потребовать справедливости - нельзя! Обидчики торжествуют, обиженные страдают.

Никогда не следует торопиться с выводами. В первую очередь, необходимо выяснить, что побуждает ребенка жаловаться. Чаще всего, жалуясь, ребенок рассказывает о своих проблемах, иногда ему достаточно внимания и сочувствия.


Что же на самом деле скрывается за детскими жалобами?

Беспомощность. Когда ребенок сталкивается с непонятной, опасной ситуацией, он идет за помощью к взрослому. Он делится информацией о происшедшем. Ребенок идет к взрослому за советом, помощью, защитой, когда его или кого-то обижают, угрожают расправой, втягивают во что-то нехорошее. Взрослый для ребенка - последняя инстанция, к которой он обращается, если не может справиться сам. С возрастом таких ситуаций становится меньше, жалобы сходят на нет. Хотя во многом это зависит от степени самостоятельности ребенка.

Предупреждение. Ребенок делится своими наблюдениями за другими людьми. Он не жалуется, а ставит в известность и ждет разъяснений, как быть. Или он понимает, что происходит что-то недозволенное, но не может предотвратить самостоятельно. Некоторые ситуации требуют срочного вмешательства (опасные игры).

Но бывают и жалобы с корыстной целью.

Месть. Если ребенка не берут в игру, обижают сверстники, то он стремится взять реванш с помощью взрослого. Наиболее часто жалуются дети, отвергаемые сверстниками, слабоуспевающие, неуверенные в себе, с низкой самооценкой. Такого рода жалобы прекращаются, если у ребенка налаживаются отношения в коллективе.

Самоутверждение. Ребенок владеет некоторой информацией о других детях, которой он делится со взрослым, чтобы почувствовать свою значимость. Кроме того, таким способом ребенок стремится привлечь к себе внимание взрослого и заставить сверстников считаться с собой. Если ребенок будет чувствовать себя в группе комфортно, то ему не нужно будет прибегать к жалобам, как средству самоутверждения.

Обида, зависть - довольно частая причина детских жалоб. Эти жалобы рождаются спонтанно, они ситуативны. Но, в общем - то, и в этом случае ребенок стремится к справедливости. Почему другой молодец, если он ответил по подсказке? Почему у другого есть сегодня яблоко, а у меня нет?

Ребенок уязвлен, поэтому ябедничает. Если педагог сделает замечание другому ребенку, то это подскажет ябеде, как можно воздействовать на окружающих. Если педагог сделает замечание жалобщику, тот еще больше утвердится в несправедливом отношении к нему. Можно сделать двойное замечание, чтобы разъяснить ситуацию.

Выше было сказано о жалобах, спровоцированных самими взрослыми. Что же это за жалобы?

1. Защита себя и других, в том числе от несправедливого наказания.

Для ребенка высшей инстанцией является взрослый: сначала родители, потом воспитатели и учителя. К ним он идет со своей проблемой - жалобой. При этом он всегда ожидает справедливости: провинился - будешь наказан, не виноват - все будет хорошо. И если взрослый сам не видел, что произошло, ребенок считает необходимым рассказать ему все во всех подробностях. Тем более, что сами взрослые побуждают детей к откровенности, просят ничего от них не скрывать.

Если взрослому "некогда" разбираться, кто прав, кто виноват, если он наказывает всех, чтобы неповадно было, то тем самым и провоцирует детей на доносы. Так они стремятся избежать несправедливого наказания. Опасен в этом отношении и способ поиска виновного ("Пока не найдем виновного, не отпущу гулять!"). Когда некому защитить ребенка от несправедливости, он защищает себя сам, указывая на подлинного виновника.

2. Шантаж. "Вот я расскажу…", "Если не примете меня в игру…". Угрожая разоблачением сверстникам, ребенок заставляет их принять свои условия. Этому способу манипуляции сверстниками ребенок учится у взрослых: "Вот скажу папе - не будет тебе зоопарка в выходной!". К подобным жалобам прибегают чаще всего дети, претендующие на роль лидера, но не умеющие завоевать авторитет другим способом.

Откровенное предпочтение взрослыми одних детей другим тоже является источником частых жалоб. Отвергнутого ребенка ябедничать побуждает ревность (к братьям и сестрам, к учителям), за которой может скрываться и желание отомстить, и зависть, и взывание к справедливости.


Как же реагировать на детские жалобы?

Для педагога жалобы делятся на два типа: требующие немедленного вмешательства и те, когда достаточно ограничиться советом пострадавшему, как вести себя, а также отсроченным выговором обидчику. Зная особенности поведения детей, педагог может реагировать на жалобы по-разному. Например, Маша жалуется на Васю, а Вы знаете, что она кого угодно может вывести из себя. Тогда можно сказать Маше: "Жаль, что так вышло. Старайся держаться от Васи подальше". А с Васей позже нужно поговорить наедине о необходимости сдерживать свой гнев, о неприемлемости рукоприкладства. Если ребенок пострадал от драчуна и забияки, можно сказать: "Придется мне серьезно поговорить с твоим обидчиком".

Можно провести занятие, посвященное жалобам, на котором поменять акценты: ребенок должен не жаловаться, а делиться проблемой. Нужно объяснить детям, что нет ничего плохого, если они в сложной ситуации обращаются за помощью к взрослому. И эта просьба о помощи не должна расцениваться как ябедничество.

В группе, где все относятся друг к другу уважительно и бережно, не будет и жалобщиков.

Если не хотите поощрять ребенка жаловаться, можно, приняв к сведению его информацию, провести самостоятельно наблюдения и тогда, поймав нарушителей "на месте преступления", вы будете исходить из собственных наблюдений.

Не спешите реагировать на жалобу, обдумайте полученную информацию, иначе маленькие шантажисты будут использовать вас как "оружие" для достижения своих целей.

На некоторые жалобы - сообщения, можно реагировать просто: "Хорошо, я разберусь". Исключения составляют ситуации, требующие немедленного вмешательства.

Старайтесь избегать прямых обвинений и конкретных санкций. Если ребенок жалуется, что его дразнят, можно предложить ему разобраться, почему так происходит, предложить тактику поведения.

Не злоупотребляйте частыми публичными "разборками". Не требуйте признания при всех детях, оставьте ребенку путь к отступлению или возможность признаться наедине.

Не спешите "называть вещи своими именами", т.е. старайтесь воздерживаться от фраз: "Ябедничать нехорошо!", "Доносчику первый кнут!". На многие жалобы вообще не стоит реагировать. (Балуется ребенок на занятии - встаньте рядом с ним. Это парализует его активность.)

Если ребенок жалуется, чтобы отомстить или самоутвердиться, спросите его: "Зачем ты мне это говоришь? Ну и что?" Несколько ставящих в тупик
вопросов, отсутствие интереса к сообщению не дадут маленькому ябеде торжествовать.

 

 

75 ВАЖНЫХ ДЕЛ

 Родителям на заметку!!!

Что обязательно нужно делать вместе с ребёнком, чтобы воспоминания о детстве были яркими и счастливыми: 

 

1. Пускать солнечные зайчики.

16. Плести венки.

31. Сходить на рыбалку.

46. Прыгнуть в центр лужи.

61. Наряжать елку.

2. Наблюдать как прорастают семена.

17. Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.

32. Оставлять отпечатки тела на снегу.

47. Делать записи молоком.

62. Свистеть через стручок акации.

3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы.

18. Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.

33. Кормить птиц.

48. Устроить бурю в стакане воды.

63. Смастерить кукольный домик.

4. Принести с мороза и поставить в воду ветку.

19. Писать под копирку.

34. Делать секретики.

49. Закопать сокровище в тарелке с кашей.

64. Залезть на дерево.

5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок.

20. Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.

35. Строить дом из мебели.

50. Объясняться знаками.

65. Играть в привидений.

6. Смотреть на звезды.

21. Слушать пение птиц.

36. Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.

51. Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.

66. Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.

7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.

22. Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.

37. Запускать воздушного змея.

52. Дуть на пушинку.

67. Говорить о мечтах.

8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.

23. Построить шалаш.

38. Крутить ребенка за руки.

53. Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту.

68. Стучать в самодельный барабан.

9. Дырявить льдинки под струей воды.

24. Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).

39. Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды.

54. Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки.

69. Выпустить в небо воздушный шар.

10. Приготовить жженый сахар в ложке.

25. Наблюдать восход и закат.

40. Сидеть в темноте, при свечах.

55. Выдавливать формочками печенье.

70. Организовать детский праздник.

11. Вырезать гирлянды бумажных человечков.

26. Любоваться лунной дорожкой.

41. Делать чертиков из намыленных волос.

56. Нанизывать ягоды на травинку.

71. Смотреть на мир через цветные стеклышки.

12. Показывать театр теней.

27. Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.

42. Дуть в пустую бутылку.

57. Играть в циклопов.

72. Рисовать на запотевшем стекле.

13. Пускать блинчики на воде.

28. Сделать флюгер и ловушку для ветра.

43. Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.

58. Петь хором.

73. Прыгать в кучи осенней листвы.

14. Рисовать мультфильм на полях тетради.

29. Светить в темноте фонариком.

44. Издавать победный крик каманчей.

59. Починить любимую игрушку.

74. Начать обед с десерта.

15. Устроить жилище в коробке от холодильника.

30. Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.

45. Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.

60. Пускать мыльные пузыри.

75. Надеть на ребенка свою одежду.

Автор этого замечательного списка и интересного блога о развитии детей orangefrog.ru: Юлия Луговская

 

Как победить магазинные капризы: «Купите!»

Реакция ребенка на отказ купить что-либо, если он привык, что для него покупается абсолютно все, может быть самая разная. От жестких требований, заискивания и обещаний до обвинений, слез, крика и истерик.
Цель такого поведения всегда одна – привлечь к себе внимание.
Эти способы потребовать покупку кажутся ребенку самыми доступными, подходящими, а главное - результативными.

Как быть?

·  Не задаривайте. Всякая чрезмерность - вредит. Научите ребенка радоваться новой игрушке. Измените свое отношение к подаркам. Дети их не заслуживают, это просто знак внимания.
Любой подарок дорог, если его ожидают с нетерпением. С новой игрушкой малыша надо научить играть. Беречь и хранить свои игрушки малыша тоже нужно научить.

·  Отправляясь в магазин, предупредите ребенка, что сегодня вы ничего из игрушек покупать не будете, а только посмотрите, какие велосипеды есть в продаже, чтобы купить ему к лету. Предложите выбрать и купить лопатку и ведерко для игры в песке.

·  Если публичный скандал у прилавка застает вас врасплох, все-таки постарайтесь именно в этот раз переиграть ребенка. Поведите себя совершенно непредсказуемым, несвойственным вам образом, ребенок удивится, и, поверьте, забудет о своих притязаниях и требованиях.

 

Адаптация к детскому саду


Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. И первое, что нужно сделать, - примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, - поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе – подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.
Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад – место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка.
Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.
Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.
Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.
Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.
Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад , где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что, говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: "Я не пойду к ней, она кричит, злая” и т.д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. "Вторая мама” для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка.
Не спешите, выбирая для вашего ребенка детский сад, а будьте наблюдательны и предусмотрительны. Плохо если придется слишком часто менять садики. Лучше если ребенок посещает все время один и тот же садик. Один раз поменять его – не страшно, но шесть или семь раз – это уже вредно.
Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.
Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью.

Как психологически подготовить ребенка
к посещению детского сада

Многие малыши в этом году первый раз идут в детский сад. Надеемся, что эта информация поможет родителям и детям легче пережить каждодневное "расставание", хотя бы в первые дни.
Итак, начинается новый учебный год. Пришло время и малышам отправиться в детский сад. Многие и поверить не могут, что их кроха, буквально вчера лежавший в колясочке, останется наедине с другими детьми и воспитателями. Но время идет, и приходится смириться с мыслью, что трехлетний человечек постепенно становится социально активным и уже вполне способен проводить часть времени в детском коллективе. Все равно, без переживаний не обойтись. Как морально подготовить ребенка к посещению детского сада?
Прежде всего, не должно быть никакого давления. Одним детям можно представить это как продвижение вперед: "Ты теперь большой и скоро пойдешь в садик, у тебя будут друзья, как у твоей сестры (или брата), воспитательница научит вас рисовать, и ты покажешь нам свои рисунки". Другим - детский сад лучше представить как место, где все играют (что, впрочем, верно): "Ты найдешь там новые игрушки, книги, вы будете слушать музыку и, может быть, смотреть фильмы или кукольные спектакли". И уж, конечно, не должно быть угроз такого типа: "Вот увидишь, воспитательница быстро заставит тебя слушаться... Если не будешь есть, я оставлю тебя в детском саду".
Если ребенок плачет. В первый день отвести ребенка в детский сад должен кто-то из родителей, даже если в другие дни это будет делать соседка или няня. Если при расставании он заплачет, это обычное явление, почти нормальное. Смело уходите. Если вы останетесь, ребенок начнет жалеть себя (а вы - его). Когда вы уйдете, новая обстановка отвлечет его. Вечером непременно приходите за ним сами, на первых порах это действительно необходимо.
Если же по прошествии 2 недель ребенок по-прежнему плачет при прощании, обсудите с воспитательницей дальнейшую линию поведения. Возможно, он еще не созрел для детского сада. Заведующая скажет вам, сможет ли она принять его позже в течение года.
Вполне возможно, что это вы, его мать, еще не созрели для разлуки с ребенком и своей тревожностью затрудняете его адаптацию к детскому саду. В таком случае эстафету может принять отец, который будет встречать и провожать ребенка до тех пор, пока он не привыкнет. Если же ребенок быстро адаптируется к новым условиям, тем лучше. Однако следует знать, что иногда трудности появляются через 3 недели, даже через месяц. Однажды утром без всякой видимой причины ребенок может расплакаться перед уходом; иногда он видит кошмарные сны; или еще: просидев 2 дня дома с легкой простудой, на 3-й - он отказывается утром вставать.
Что происходит? В первые 2-4 недели оказывали свое действие и притягательность новизны, и радость общения с другими детьми; он был горд тем, что ходит в детский сад, как старшие дети. Затем, возможно, в связи с тем, что ребенок слишком быстро оказался предоставленным самому себе или посторонним (например, соседка отводит его утром или забирает вечером), или же почувствовал себя потерянным среди такого количества детей, он теперь оценил свои потери, связанные с поступлением в детский сад (привычные удобства, прогулки с мамой и др.). И тогда разыгрывается настоящая драма в тот момент, когда ее уже не ждали. Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2–3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь как можно чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в детском саду, следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит. Появление у ребенка желания подарить воспитательнице цветы (что вполне естественно) или пригласить к себе нового товарища по детскому саду свидетельствует о том, что для него больше не существует резкой границы между жизнью дома и в детском саду, отныне одна является продолжением другой. Поддерживайте с детским садом тесные связи, регулярно беседуйте с воспитательницей. Она наверняка расскажет вам о вашем ребенке немало такого, чего вы не замечаете и что вам будет полезно узнать. Часто дети ведут себя в детском саду иначе, чем дома, и здесь воспитательница поможет вам раскрыть и решить некоторые небольшие проблемы. Со своей стороны вы, беседуя с ней, можете помочь ей лучше понять реакции ее маленького воспитанника. Детский сад – важный этап в жизни ребенка, когда он учится общению, поведению в коллективе, взаимодействию со сверстниками. Пропускать этот этап крайне нежелательно: ведь тогда всеми необходимыми социальными навыками ребенку придется овладевать в школе.

Баннеры














Copyright MyCorp © 2024