Главная Регистрация Вход Среда | 24.04.2024 | 00:55Приветствую Вас Гость

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 13 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально - личностному развитию детей" города Чебоксары Чувашской Республики

Главная Новости Фотогалерея Гостевая книга Обратная связь
Меню
Баннеры








Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Форма входа
Поиск

Нарушение осанки и ее профилактика

Часто ли вы, родители, обращаете внимание на то, как держится ваш ребенок, правильно ли он сидит, лепит, рисует, ловок ли он в играх? Вопросы эти далеко не праздные и преследуют они не только эстетическую цель, ведь осанка оказывает прямое влияние на здоровье ребенка.

Что же такое осанка?


Это правильное положение тела в покое и при движении. Осанка может быть правильной и неправильной. Если человек держит голову непринужденно, а корпус прямо, плечи на одном уровне слегка опущены и отведены назад, живот подтянут, ноги выпрямлены, грудь несколько выступает вперед - мы можем сказать, что у человека правильная осанка. У людей с правильной осанкой внутренние органы находятся в правильном положении, сердце, легкие, желудок, кишечник работают нормально, движения свободны без лишнего напряжения. Правильная осанка не даруется ребенку вместе с рождением, она формируется в процессе роста и развития человека примерно до 17-18 лет. У новорожденных позвоночный столб прямой, он не имеет еще постоянной кривизны, по мере роста ребенка формируются физиологические изгибы позвоночника. Грудной изгиб формируется, когда ребенок научится сидеть. Поясничный и крестцовый - когда начинает малыш ползать, стоять, ходить. Четкие изгибы позвоночника формируются к 6-7 годам жизни ребенка. Чрезмерная выраженность этих изгибов приложит к отклонению от нормальной осанки.

Типы нарушения осанки.


1. Осанка с плоской спиной - физиологические изгибы позвоночника равномерны, но выражены недостаточно.
2. Осанка с круглой спиной - грудной изгиб чрезмерно выражен, компенсация его в поясничном отделе отсутствует.
3. Осанка с кругло - вогнутой спиной - оба изгиба, поясничный и грудной, выражены крайне резко.
4. Ортопедическая осанка - резко выражен изгиб в поясничном отделе.
5. Сколиостическая осанка - отклонение отделов позвоночника вправо, влево.

      Нарушения осанки и деформации позвоночника могут быть врожденными и приобретенными, причем врожденные составляют до 5-10% от общего числа деформаций. Среди причин врожденной деформации - это дополнительные ребра, сращение ребер, клиновидные позвонки, сращение позвонков. Причины приобретенных изменений осанки - это результат перенесенного в раннем возрасте рахита, частых простудных заболеваний, неполноценного питания, недостаточное внимание к физическим упражнениям и закаливанию.

Профилактика и лечение дефектов осанки.


      Чтобы формировалась правильная осанка, с первых дней жизни ребенок должен спать на ровном месте - плотной не прогибающемся матраце, небольшой полужесткой подушке, полезнее спать на спине, чем на животе, но не боку. Мягкая постель, высокая подушка и привычка спать на боку, свернувшись "калачиком", часто бывает причиной нарушения осанки.

      Дома ребенок должен быть обеспечен мебелью, соответствующей возрасту и росту, должен научиться правильно сидеть, стоять, ходить, освоить элементарные навыки по самообслуживанию и труду. В упражнениях на уроке физкультуры вводятся специальные упражнения, направленные на выработку правильно осанки. К ежедневной утренней гимнастике полезны упражнения, развивающие равновесие - ходьба с различными предметами на голове. Обращайте внимание на то, как сидит ваш ребенок, не шаркает ил ногами при ходьбе, правильно ли ставит стопы ног. Не разрешайте ему стоять, делая упор на одну ногу. Обращайте внимание на то, в какой руке ваш ребенок носит портфель, постоянное длительной ношение портфеля в одной руке из месяца в месяц, годы может привести к самому тяжелому виду нарушения осанки - сколиозу, т.е. боковому искривлению. Поэтому нужно напоминать ребенку, чтобы в школу он нес портфель в одной руке, из школы - в другой. Но лучше всего детям младшего возраста носить ранец - он способствует формированию правильной осанки. Проследите, как ребенок сидит за столом во время подготовки домашнего задания. Ребенок должен полностью занимать сиденье, плотно прижавшись к спинке стула, при этом уменьшается нагрузка на позвоночник, не утомляются мышцы спины. Если ноги не достигают пола, надо поставить такую скамеечку, чтобы ноги были согнуты под прямым углом, а обе ступни стояли полностью на полу или подставке. Локти и предплечья должны лежать на столе спокойно. Очень важно, чтобы расстояние от стола до глаз ребенка было 30-35 см, а свет падал с левой стороны. Большую неоценимую роль в воспитании правильной осанки имеет сила примера. Вы помните, что ребенок, как губка, впитывает в себя все увиденное и услышанное, поэтому просмотрите внимательно и самокритично, как вы сидите за столом - не опираетесь ли на локти, не слишком ли низко наклоняетесь над столом, не сутулитесь ли, ибо ребенок подсознательно копирует действие взрослых.

       Одежда ребенка должна соответствовать возрасту и сезону. Вредна тесная обувь. Нельзя постоянно носить кеды, комнатные тапочки без каблучка - это способствует развитию плоскостопия. Обувь должна быть на небольшом каблучке, с гибкой подошвой, чтобы нога могла пружинить. Необходимо помнить, что вредны позы, вошедшие в привычку:

а) не сидеть, подложив ногу на сиденье стула;
б) стоять с нагрузкой на одну ногу, подогнув в коленном суставе другую;
в) читать лежа на боку;
г) писать, свесив локти;
д) нельзя налегать грудью на край стола или парты.

     Пусть дети проверяют расстояние, подставив свой кулачок между грудью и краем стола. Угол тетради должен смотреть на середину груди. Правильный наклон над столом контролировать рукой, поставленной на локоть и концы пальцев должны доходить до наружного угла глаза. В противном случае и правильная по возрасту мебель не будет впрок. Необходимо постоянно следить за детьми и настойчиво воспитывать хорошую осанку.

Основы организации рационального режима дня.

 

      Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного его формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
        Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста. Этот процесс в разные возрастные периоды протекает с различной интенсивностью, морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Это и объясняет особую чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.
      Среди многочисленных условий, которые обеспечивают необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональный режим занимает одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.

      Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразно чередование различных видов деятельности и отдыха:

1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
2) регулярное питание;
3) полноценный сон;
4) достаточное пребывание на свежем воздухе.

     Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
      Дети, привыкшие к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются хорошей дисциплиной, умеют трудиться, общительны, уравновешенны, активны, имеют хороший аппетит.
     Режим, отвечающий биологическим и социальным потребностям ребенка, способствует регулированию самих потребностей. Так, правильно организованная трудовая и учебная деятельность в сочетании с отдыхом не только обеспечивают сохранение устойчивой работоспособности, высокую продуктивность занятий, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность. Регулярность питания способствует хорошему аппетиту и усвоению всех ее компонентов. Дневной и ночной сон, организованный в одни и те же часы, формирует у ребенка привычку засыпать быстро, без каких-либо дополнительных воздействий, в процессе которого происходит восстановление сил и последующей активности ребенка. Общая суточная продолжительность сна и его частота в дневное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования увеличивается.
     Важную роль играют прогулки. Они проводятся в определенное время, их общая продолжительность составляет 4-5 часов. Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом, в любом другом, защищенном от резкого ветра и осадков месте. Иногда при плохой погоде длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует.
      В дошкольном учреждении двигательный режим складывается из утренней гимнастики, занятий по физической культуре, подвижных спортивный игр, физических упражнений, самостоятельной деятельности. Однако для обеспечения оптимального уровня двигательной активности только формальное проведение всех упомянутых видов деятельности будет недостаточным. Важным является ее содержание, а также рациональная организация всей жизни детей, каждого из режимных процессов. Для того, чтобы обеспечить должный уровень объема движений детей в течение дня, помимо рациональной организации всего режима, в котором один вид двигательной деятельности должен дополнять и обогащать другой, важно правильно организовать занятия по физической культуре, обеспечить их достаточную моторную плотность, разнообразное содержание. Благоприятной моторной плотностью физкультурных занятий считают плотность 65-85%, а тренирующий и развивающий эффект достигается таким построением занятия и подбором упражнений, когда в конце его вводной части частота сердечных сокращений у детей увеличивается по отношению к исходному (до занятий) уровню примерно на 15-20%, в основной части занятий - на 50-60%, в подвижной игре - на 70-80%. Но и в этом случае необходимо учитывать индивидуальные возможности отдельных детей, состояние их здоровья, уровень развития навыков. Организуя двигательную деятельность детей, важно помнить о том, что в группе могут быть воспитанники, перенесшие заболевания, а также отстающие в развитии. Воспитатель должен внимательно относиться к таким детям, согласовывать педагогические приемы и методы с врачом детского сада.
Таким образом, рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воздействие на нервную систему ребенка.
      Наблюдения показали, что, если режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком уровне, показатели работоспособности и развития детей высоки. Если отдельные режимные моменты, такие как прогулка, занятия, сон, проводить недостаточно качественно, то у воспитанников к концу дня возникают усталость, эмоциональный спад, что в итоге неблагоприятно влияет на их здоровье и развитие.
      Утомление у детей проявляется неодинаково, чаще - это ослабленное внимание, повышение возбудимости, вялости, отрицательные реакции в поведении ребенка, нарушение сна и аппетита, так же снижается работоспособность, нет сосредоточенности и внимания, нет желания и интереса к занятиям.
      Если не создать все необходимые условия деятельности, отдыха и объем нагрузок и превышать физиологические возможности, утомление переходит в хроническую форму и это крайне отрицательно сказывается на развитии здоровья ребенка, снижаются защитные функции организма.
    Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно при обеспечении рационального питания, предусматривающего использование необходимого набора продуктов, содержащих все нужные пищевые компоненты, минеральные соли, витамины в соответствии с возросшими потребностями растущего организма.
      Дети должны получать питание четыре раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 часов. Завтрак составляет 25% от суточной энергетической ценности рациона, обед - 35%, полдник - 15-20%, ужин - 25%.
     Во время еды важно создать спокойную, доброжелательную обстановку и поддерживать хорошее настроение детей, так как состояние нервной системы сказывается на аппетите. Не следует проявлять нетерпение и постоянно делать замечания, если они едят медленно: это отвлекает, нервирует детей и снижает их аппетит.
       Если ребенок отказывается от какой-либо пищи, следует постепенно приучать его е ней, давая небольшими порциями. Такого ребенка лучше посадить с детьми, которые едят с удовольствием, и не принуждать его съедать всю порцию, так как рекомендуемые средние нормы не рассчитаны на индивидуальные особенности и потребности организма. Если ребенок систематически съедает меньше нормы и у него плохо нарастает масса тела, его следует показать врачу. Возможно, ребенок нездоров и нуждается в изменении рациона или общего режима дня.
       Часто дети не доедают свою порцию, так как устают действовать самостоятельно. Взрослый должен прийти им на помощь и покормить. Второе блюдо ребенку можно разрешить запивать компотом или киселем. Это необходимо прежде всего тем детям, у которых выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание пищи и приводит к длительной задержке ее во рту. Запивать пищу водой не следует: вода разбавляет консистенцию пищеварительных соков. Не надо приучать детей есть много хлеба с первым и тем более со вторым блюдом, особенно с кашами, макаронами. Наевшись хлеба, дети не могут доесть порцию, содержащую полезные продукты.
       Взрослый обращает особое внимание на гигиенические навыки приема пищи: учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), пользоваться столовыми приборами, в том числе ножом (резать мясо, огурцы, помидоры). Младшим детям пищу размельчают взрослые. Во время еды дети не должны спешить, отвлекаться, играть столовыми приборами, набивать полный рот и разговаривать при этом и т.п. воспитатель учит их пользоваться салфеткой. Малышам перед приемом пищи надевают нагрудники, для старших на стол ставят стакан с бумажными салфетками.
       Для правильного выполнения режима, четкого и последовательного выполнения всех его процессов важно своевременно формировать у детей навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. Если в ДОУ педагог приучает детей к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, а дома за ребенка все делают родители, то у ребенка не вырабатывается устойчивая привычка, навыки и умения. Такие дети задерживают выполнение режима. Приученный ребенок все это будет выполнять с желанием и настроением, а это залог успеха. Постепенно у ребенка формируются полезные навыки и привычки к четкому распорядку дня.
       Правильность выполнения режима, его оздоровительное и воспитательное влияние на детей во многом зависят от постоянно контакта педагогов с медработниками дошкольного учреждения и родителями. Контакт этот должен быть двусторонним: воспитателю необходимо знать результаты проводимых медицинских осмотров детей врачами, специалистами, иметь сведения о том, кому из воспитанников рекомендованы те или иные лечебные и профилактические мероприятия, щадящий режим, уменьшение на некоторый период объема нагрузок. С другой стороны, и воспитатель может первым заметить у ребенка начальные признаки заболевания, недомогание, капризы, плаксивость, отсутствие аппетита или другие виды расстройства, своевременно сообщить о них врачу или медсестре, а также родителям. Ежедневное общение воспитателя с детьми своей группы позволит ему заметить малейшие отклонения в состоянии ребенка. Нужно всегда быть внимательным к детям, знать, как они ведут себя тогда, когда здоровы. Все это необходимо знать для оказания ребенку своевременной помощи и предупреждения инфекционных заболеваний.
       Воспитатель полностью отвечает за соблюдение всех режимных моментов, всех санитарно-гигиенических правил, содержание помещений. Воспитатель следит за тем, чтобы в них систематически и качественно осуществлялась влажная уборка, проветривание, а игрушки, книги, пособия содержались в порядке. Важно помнить, что свежий воздух и чистота в группе - залог эффективности всех оздоровительной работы. Если этого нет, то никакие специальные процедуры не будут оказывать благоприятного влияния на организм и их проведение окажется бесполезным.

Детские инфекционные болезни

Краснуха

Краснуха - вирусная инфекция, возникающая между 12 и 21 днем после контакта с больным человеком. У детей протекает легко и практически не имеет осложнений. Опасна для женщин (не болевших ранее краснухой) в первые 3 месяца беременности, так как может оказать пагубное влияние на плод. Поэтому, если в период беременности женщина окажется в контакте с заболевшим, ей следует немедленно обратиться к врачу.

Диагноз краснухи может поставить только врач, потому что сыпь при этом заболевании легко спутать с сыпью при кори или скарлатине. Больной ребенок ни на что не жалуется, температура кратковременно повышается, может быть небольшая краснота в горле. Сыпь в виде розовых пятен покрывает все тело в первый же день, не следующий день она сливается, а затем быстро исчезает. Для заболевания характерны опухшие лимфатические узлы за ушами и на шее. Специального лечения, за исключением домашнего режима, обычно не назначают.

Ветряная оспа

Ветряная оспа - вирусное заболевание, которым болеют дети преимущественно от 3 месяцев до 8 лет, хотя встречаются случаи заболевания в более старшем возрасте и даже у взрослых. Болезнь очень заразна, проявляется на 11 - 21-ый день от момента контакта с больным.

Первый симптом заболевания - несколько розовых пятнышек и прыщиков на лице, теле, волосистой части головы, похожих на обыкновенные прыщи или укус насекомого, но на некоторых из них имеются характерные для ветряной оспы желтые водяные пузырьки. Основание прыщика и кожа вокруг покрасневшие. Пузырьки лопаются, засыхают, образуя корочки, новые появляются в течение нескольких дней. В период высыпаний одни дети чувствуют себя неплохо, температура в них кратковременная и невысокая, другие же переносят болезнь тяжело, температура, пока появляются пузырьки, повышается до высоких цифр, беспокоит зуд.

Обычно ветряная оспа проходит без осложнений, но иногда ее течение осложняется нагноением пузырьков, образованием язвочек во рту, может начаться сильный кашель с затруднением дыхания, как при крупе, поэтому весь период болезни ребенка наблюдает врач. Он устанавливает необходимый режим, назначает лечение. Чтобы избежать нагноения пузырьков, следует следить за чистотой рук больного, коротко стричь ногти, делать ему теплые ванны с питьевой содой или раствором марганца, их назначают с гигиенической и частично устраняющей зуд целью. Больного изолируют дома в течение 3 - 4 дней с момента появления последних высыпаний (обычно 9 дней болезни).

Карантин - 21 день.

Скарлатина

Скарлатина наиболее чаще встречается у детей от 2 до 8 лет. Обычно она начинается через неделю после контакта с больным человеком с повышения температуры, рвоты, болей в горле, головных болей. Через 1-2 дня появляется сыпь на всем теле, больше выраженная в паховых и подмышечных впадинах, внизу живота: без сыпи очень бледным остается лишь участок кожи вокруг рта. Сыпь состоит из мелких пятнышек на покрасневшей коже. Температура несколько дней повышена, горло очень красное. К концу первой - началу второй недели температура нормализуется, появляется шелушение пальцев рук и ног. При появлении симптомов заболевания следует вызвать врача, который назначит необходимое лечение.

В настоящее время скарлатина не принимает тяжелых форм, современные средства лечения значительно облегчают течение болезни и сокращают ее длительность. В случае нарушения режима, установленного врачом, охлаждения возможны осложнения - заболевания ушей, шейных желез, почек, сердца. Они возникают обычно между 10 и 15 днями, после установления нормальной температуры, когда ребенок кажется совсем здоровым.

Обязательно сообщайте врача обо всех новых симптомах, таких как боль в ушах, опухоль на шее, задержка мочи или красная моча, боли в суставах, повышение температуры.

Карантин - 7 дней.

Коклюш

Коклюш в течение одной - двух недель протекает как обычная легкая простуда, в виде небольшого кашля при нормальной температуре. Затем у ребенка по ночам, а потом и днем, появляются приступы кашля - долгого, судорожного, перемежающегося свистящим вдохом с возобновлением кашля; в конце приступа возможна рвота. Вне приступа кашля ребенок чувствует себя хорошо, температура обычно нормальная. Против коклюша делают прививки, которые настолько ослабляют болезнь, что у многих детей до свистящего вдоха и рвоты дело не доходит. Болезнь длится неделями - в средней 4 недели, но иногда ребенок кашляет 2 - 3 месяца, однако заразным является не более месяца (если нет осложнений). Осложнения - бронхиты, пневмонии - редки; от сильного кашля у больного может быть надрыв уздечки языка и кровоизлияние в склеру глаза.

Коклюш можно заподозрить по постепенно нарастающему характеру сухого кашля при нормальной температуре и появлению со второй недели судорожного кашля. Окончательный диагноз устанавливает врач. Если возникают сомнения, назначают анализы крови и мазок из глотка, но они дают положительный результат только в ранние сроки болезни. Поэтому отсутствие лабораторного подтверждения не означает, что у ребенка нет коклюша.

Коклюш - серьезная болезнь для детей первого года, им может заболеть даже новорожденный. Если в доме есть грудной ребенок, не допускайте к малышу кашляющего человека. Помните, что коклюшем болеют и взрослые, но легко, и диагноз часто им не ставят. Главная опасность заболевания маленьких детей - тяжелое течение, общее истощение, частые осложнения - воспаление легких и поражение нервной системы.

Коклюш лечат дома, госпитализируют только грудных детей. В более старшем возрасте разрешается гулять на протяжении всей болезни, но не общаться с другими детьми. Если у ребенка частая рвота, кормите его небольшими порциями и почаще, лучше давать еду после сильного кашля со рвотой, потому что следующий сильный приступ будет не скоро. Нужны ли лекарственные препараты, подскажет врач. Изоляция больного от окружающих продолжается месяц, после чего он может посещать детское учреждение.

Карантин - 14 дней

Корь

Корь - заразное вирусное заболевание, проявляющиеся на 7 - 17 день после контакта с больным человеком. Корью не заражаются дети первых месяцев жизни, матери которых ранее перенесли это заболевание. Чаще встречается у школьников, могут болеть и взрослые. Тяжело болеют корью дети первых лет жизни.

Сначала корь протекает как простуда - повышается температура, появляется насморк, кашель, нарастающий в интенсивности, глаза краснеют и слезятся. На 3 - 5 день температура повышается до высоких цифр, и появляется пятнистая розовая сыпь за ушами и на лице. Яркие розовые пятна в течение 3 - 4 дней постепенно распространяются с лица на туловище, а затем руки и ноги. Все это время температура остается высокой, ребенок сильно кашляет, несмотря на лекарства, и чувствует себя довольно плохо. После окончания высыпаний температура нормализуется, катаральные явления проходят, кашель исчезает, потемневшие пятна начинают шелушиться, и кожа становится чистой. В целом болезнь продолжается 10-14 дней.

Если температура не снижается после окончания высыпания или если она снизилась, а потом вновь повысилась, следует думать о возникших осложнениях. После кори возможны бронхит, пневмония, воспаление среднего уха. Обычно корь лечат дома и только при тяжелом течении - в больнице. Пока температура остается высокой, у ребенка нет аппетита, ему нужно чаще давать пить. Периодически следует полоскать рот и промывать глаза раствором борной кислоты, кипяченой водой. Чтобы ребенка не раздражал свет, нужно немного затемнить комнату, где он находится. В комнате должно быть тепло, систематически ее проветривают. Через 2 дня после установления нормальной температуры больном можно встать, через неделю (при удовлетворительном состоянии) - гулять и играть с другими детьми.

Следует помнить: после кори организм в течение нескольких недель ослаблен, и перенесший ее чаще, чем здоровый, заболевает простудными, кишечными болезнями, поэтому к такому ребенку нужно быть особенно внимательным.

Карантин - 21 день.

Баннеры














Copyright MyCorp © 2024