Вопрос: Кто имеет право на обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком?
Ответ: Обеспечение работников ежемесячным пособием по уходу за ребенком регулируется нормами Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон № 255-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 11.1 Закона № 255-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеет матери, отцы, другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и находящиеся в отпуске по уходу за ним.
В соответствии с ч. 4 ст. 11.1 Закона № 255-ФЗ если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия предоставляется одному из них.
Согласно ч.2 ст. 11.2 Закона №255-ФЗ в случае если в семье есть несколько детей, требующих одновременного ухода за ними, осуществлять такой уход и находиться в соответствующем отпуске может одно лицо. В этом случае размер пособия суммируется.
Письмом ФСС России от 20.05.2010 N 02-02-01/08-2324 предусмотрено, что действующим законодательством не запрещено, чтобы уход за такими детьми осуществляли разные лица. В этом случае каждое лицо, оформившее отпуск по уходу за ребенком, имеет право на получение ежемесячного пособия.
В соответствии с ч. 1 ст.11.1 Закона №255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1,5 лет.
Помощник прокурора района
юрист 2 класса О.С.Гаусман
Вопрос:Возможно ли получение социального налогового вычета на обучение?
Ответ:Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).
Право на получение указанного социального налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществлявших обязанности опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их подопечными, после прекращения опеки или попечительства в случаях оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.
Социальный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Согласно пункту 2 статьи 219 Налогового кодекса РФ социальные налоговые вычеты предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.
Социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2 - 5 пункта 1 настоящей статьи (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде.
В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинские услуги, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в настоящем пункте.
Старший помощник прокурора
Ленинского района г. Чебоксары А.Н. Филиппов
Вопрос: Как перевести обучающегося из одной школы в другую?
16.05.2014 в Российской газете опубликован Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2014 № 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности», который действует с 27.05.2014.
В соответствии с положениями названного документа для каждого случая перевода учащегося из одной школы в другую определен особый порядок.
Так, для перевода совершеннолетнего обучающегося потребуется его письменное согласие, а для перевода несовершеннолетнего - письменное согласие его родителей (законных представителей).
Перевод из одной школы в другую школу будет возможен в следующих случаях:
• при прекращении деятельности школы, аннулировании ее лицензии на ведение образовательной деятельности, лишении государственной аккредитации или истечении срока ее действия;
• при приостановлении действия лицензии или государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования;
• по инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося.
В случае перевода по инициативе обучающегося или его родителей (законных представителей), последние осуществляют выбор принимающей организации (школы) и обращаются в нее с запросом о наличии свободных мест, в том числе с использованием сети Интернет.
При отсутствии свободных мест в выбранной школе, родители (или совершеннолетний обучающийся) вправе обратиться в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа для определения школы из числа муниципальных образовательных организаций.
После определения «новой» школы родители пишут заявление об отчислении обучающегося в связи с переводом, которое, как и запрос, может быть направлено в форме электронного документа с использованием сети Интернет.
После поступления заявления в трехдневный срок издается приказ об отчислении и совершеннолетнему обучающемуся (законному представителю) выдают его личное дело и заверенные печатью и подписью руководителя школы документы, содержащие информацию об успеваемости в текущем учебном году (выписку из классного журнала с текущими отметками и результатами промежуточной аттестации).
Получив перечисленные документы и личное дело принимающая организация также в течение трех дней издает распоряжение о приеме нового ученика. При этом иных документов для зачисления не требуется.
В соответствии с п. 4 названного Порядка перевод школьников не зависит от периода (времени) учебного года.
Вопрос: Законна ли практика принуждения к оказанию благотворительной помощи образовательному учреждению?
Нередко при обращении в прокуратуру родителей интересует законность взимания различного рода пожертвований на нужды школы или иного образовательного учреждения. Соответствующие требования администрации, если граждане не желают оказывать, так называемую, спонсорскую помощь или услуги по ремонту и т.п., нарушают принципы бесплатности и доступности образования, ущемляя тем самым права и интересы граждан.
В соответствии со ст. ст. 43, 37 Конституции РФ государство гарантирует бесплатность и доступность образования, принудительный труд запрещен. Согласно п. 8 ст. 41 Закона об образовании образовательное учреждение вправе привлекать только добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, какое-либо принуждение к оказанию благотворительной помощи недопустимо независимо от целей сбора средств.
Однако сам факт сбора родительских средств на ремонт класса не является нарушением закона, если родители пожелали его произвести или не возражали против соответствующего предложения учителя. Доказать недобросовестность администрации учреждения можно при наличии сообщения лица о том, что его принудили, например, внести вклад в развитие материально-технической базы школы.
Взимание средств за проведение вступительных испытаний, тестирование при поступлении в гимназии и лицеи, лицейские, гимназические классы муниципальных школ, равно как и проведение самих испытаний, также незаконно.
Кроме вопроса добровольности при оценке законности оказания благотворительной помощи возникает вопрос о цели использования: если средства внесены по воле дарителей и им важно, как пожертвования будут использованы: на укрепление материально-технической базы учреждения или на премии администрации и обустройство ее кабинетов. В соответствии со ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и определять цели и порядок использования своих пожертвований. Таким образом, нецелевое расходование внебюджетных средств и нарушение порядка использования пресекается законом.
Обжаловать незаконные действия образовательных учреждений следует непосредственно в муниципальный орган управления образованием, при бездействии районной или городской администрации – в прокуратуру по месту нахождения учреждения, а также в суд.
Вопрос: Могут ли лица понести ответственность за правонарушение, совершенное другими лицами, например родители за своих детей?
В исключительных случаях законодательство об административных нарушениях допускает возможность привлечения к административной ответственности лиц, фактически их не совершавших.
Например, такие исключения применяются к правонарушениям в области дорожного движения, совершенным с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений специальными техническими средствами (ст. 2.6.1 КоАП РФ).
В данном случае к ответственности привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
При этом, законодательством предусмотрены условия освобождения собственника транспортного средства от такой ответственности.
Для этого, в соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1. КоАП РФ собственнику необходимо подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении и доказать, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Что же касается, ответственности родителей за своих несовершеннолетних детей, например, за езду несовершеннолетнего ребенка на мопеде без шлема, необходимо отметить следующее.
В данном случае, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена специальная статья 5.35 - неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Семейным законодательством на родителей возложены обязанности по воспитанию и образованию детей.
Таким образом, если родители, купив ребенку мопед не научили его соблюдать правила дорожного движения, в их действиях формально содержится состав вышеуказанного административного правонарушения.
Вместе с тем, возможность применения ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ к родителям несовершеннолетнего правонарушителя, необходимо рассматривать в зависимости от обстоятельств конкретного дела об административном правонарушении.
Вопрос: Существуют ли ограничения на распространение информации о несовершеннолетних, пострадавших от неправомерных действий?
Федеральным законом от 05.04.2013 № 50-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия).
Так, Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» дополнен нормами, запрещающими распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
Исключением является распространение информации в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
В этих случаях такая информация может распространяться:
1) с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законного представителя;
2) с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);
3) без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего, если получить это согласие невозможно, либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.
Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о личности несовершеннолетнего потерпевшего от преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности допускается только в целях расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших несовершеннолетних в объеме, необходимом для достижения указанных целей, и с соблюдением требований, установленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
За несоблюдение установленных законом ограничений, незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст.13.15. КоАП РФ в виде административного штрафа: на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц от 400 тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Вопрос: На родительском собрании учащихся образовательного учреждения классным руководителем и директором учреждения предложено самостоятельно приобрести учебники учащимся. Законно ли это?
Нет, незаконно.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В указанном случае, родитель вправе обратиться в прокуратуру района по месту нахождению образовательного учреждения для организации проверки и принятия мер реагирования.
Вопрос: Моему ребенку отказали в приеме в 10 класс. Законно ли это?
Нет, незаконно.
Прием граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 № 32 (далее – Порядок).
В силу п. 5 указанного Порядка в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В соответствии со ст. ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
Согласно ст. 5 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантировано право каждого человека на общедоступное и бесплатное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Обжаловать незаконные действия образовательного учреждения следует непосредственно в муниципальный орган управления образованием, при бездействии районной или городской администрации – в прокуратуру по месту нахождения учреждения, а также в суд.